Институт авиационных материалов представил новое поколение алюминий-литиевых сплавов |
НИИ авиаматериалов представил новое поколение алюминий-литиевых сплавов Материалы нового, третьего поколения, позволяют уменьшить массу конструктивных элементов самолетов на 15%. Сплавы 1420 и 1441 текущего, второго по счету поколения, разработаны 20 лет назад. Они используются при создании бортов Ту-204, Бе-200, Бе-103, и в военной промышленности для изготовлении ракетоносителей и отдельных авиатехнических моделей. Третье поколение материалов под маркировками В-1461 и В-1469 создано во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ). Оба сплава проходят легирование лантаноидами, благодаря чему приобретают высокие параметры твердости, сопротивляемости трещинам и меньшую плотность. В-1461 и В-1469 пригодны для сварки, что позволило специалистам ВИАМ первыми из российских конструкторов создать сварную панель авиакрыла посредством трения с перемешиванием. Использование новых материалов и современных технологий сварки облегчает массу конструкций самолетов на 10-15% при одновременном росте параметров эксплуатации. Отдельно следует сказать о том, что В-1469 стал основой для разработки технологии гибридной панели авиационного крыла. В ходе испытаний панели подтвердили свою эффективность: при неизменности параметров прочности снижается общий вес элементов самолета. Сплавы третьего поколения будут использоваться в силовых конструкциях разрабатываемых моделей авиасуден. Применение новых сплавов и иных перспективных разработок позволит российским гражданским самолетам составить конкуренцию иностранным моделям. Одним из первых предприятий России, внедрившим технологию производтва В-1461 и В-1469, стал металлургический завод в Каменск-Уральском. Его мощности позволят выплавять тысячу тонн новых сплавов ежегодно. |
|